С 1 января 2019 года по 31.12. 2024 года в России реализуется Национальный проект «Образование».
Данный проект – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
По линии образования в Красноярском крае реализуются семь проектов: «Современная школа», «Молодые профессионалы», «Поддержка семей имеющих детей», «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребенка» «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей возрасте до трех лет».
Все региональные проекты в сфере образования содержат три стратегические линии: обновление содержания образования, обеспечение роста профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров, а также развертывание современного инфраструктурного обеспечения образовательного процесса.
Принятые к реализации региональные проекты в рамках национального проекта «Образование» являются основными ориентирами дальнейшего развития образования школ Идринского района.
Ведущую роль в реализации этих проектов сыграют школы, в которых ведется целенаправленная работа по внедрению продуктивных технологий обучения. Коллективом МКОУ Большехабыкская СОШ выбрана технология КСО. Технология коллективного способа обучения позволяет развивать у обучающихся самостоятельность и коммуникативные умения, навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки, совершенствуются навыки логического мышления, формируется ответственность за результаты коллективного труда. Используя различные коллективные формы обучения, обеспечивается успешность каждого ребенка, возможность обучаться по индивидуальной траектории. Действия педагогического коллектива по реализации Концепции простраивались в соответствии с логикой, определенной на краевых семинарах, организованных и проводимых научными сотрудниками лабораторий методологии и технологии коллективного способа обучения КК ИПК, краевым и муниципальным планированием. Прошедшие годы был годами подготовки, повышения квалификации педагогов, осуществлению практических проб, выбора пути, по которому двигаться дальше. В результате данной деятельности было принято осознанное, целенаправленное решение по внедрению в школе технологии КСО. Педагоги нашей школы постоянно участвовали в краевых, районных организационно-деятельностных семинарах. Существенные изменения в базовом процессе школьного обучения, технологии, основанной на методиках коллективных учебных занятий , связаны с переходом от фронтальных занятий к коллективным на основе индивидуальной образовательной программы. И обязательный этап – проживание этих изменений на практике, для того, чтобы глубже понять, принять эту технологию. Подготовка учащихся к обучению в разных вариантах коллективного обучения по индивидуальным программам предполагает определенную подготовку педагогов и учащихся. С учащимися педагоги отрабатывали методики коллективных учебных занятий, знакомились с условными обозначениями, учились составлять индивидуальный план, работать в парах, сводной группе. Для запуска технологии во внеурочной деятельности учителями начальной школы МКОУ Большехабыкская СОШ были разработаны дидактические материалы и оргпроекты .
Для комплексного анализа разработанного материала, в школу был приглашен Лебединцев В.Б. кандидат педагогических наук, доцент лаборатории методологии и технологии коллективного способа обучения Красноярского ИПК работников образования. В каникулярное время он провел консультации для педагогов Большехабыкской школы. Основное внимание было уделено анализу подготовленных дидактических материалов и запуску работы по новой технологии. Вариант запуска предполагал реализацию программ внеурочной деятельности и дополнительного образования в нестандартной форме отличной от классно-урочной во второй половине дня.
5 — 8 ноября 2019 года в 1-4 классах был проведен запуск технологии КСО. Все четыре дня у ребят во второй половине дня не было ни минутки свободного времени. После уроков ребята начальной школы без опозданий приходили в школу и были заняты различными делами, будь то учебные занятия или кружки по интересам, внеурочные состязания спортивного или интеллектуального направления. Работа в каждой аудитории проходила по принципу «Научился сам — научи другого», используя методики коллективных учебных занятий, основанных на работе в парах сменного состава: взаимотренаж, методика Ривина и др.Следует отметить, что при организации коллективных учебных занятий запускается не только предметное содержание, но и другие компоненты содержания образования:
навыки коллективного труда – навыки работать в паре, находить себе партнера, работать в малых группах, переходить из одной оргформы в другую, работать по методикам КУЗ, взаимодействовать с пультом управления, действовать в структуре самоуправления (например, вначале обратиться к командиру сводного отряда, а затем в пульт управления) и т.д.;
нормы социальной жизни – говорить, не мешая другим (в паре – шепотом, а в группе – вполголоса); слушать, не перебивая товарища; соблюдать регламент; уважительно относиться к другим; не отвлекать лишними вопросами; действия по переходу из одного сводного отряда в другой согласовывать с пультом управления; при необходимости встать и выйти из аудитории; и т.д.;
общие умения коммуникации – слушать с пониманием, вникнуть в суть услышанного, поставить вопрос к сказанному; читать с пониманием, задать вопрос к прочитанному; оформить свои мысли в понятный другим устный текст; умение оформить свои мысли в понятный другим письменный текст;
универсальные способы мышления и деятельности – планирование, проектирование, схематизация, рефлексия, целеполагание, абстрагирование, самоопределение. Четыре дня пролетели на одном дыхании. Эмоции дня, свои успехи и неудачи дети обсуждали в своих постоянных отрядах, сформированных из ребят разных классов. А командиры этих отрядов на открытом Совете командиров, совместно с учительской кооперацией обсуждали результаты дня, планировали новый день. По итогам рефлексии проведенных дней, все участники отмечали только положительные эффекты о такой форме проведения второй половины дня.
Внеурочная деятельность школы во второй половине дня, начиная со второй четверти проходит по новой технологии. В дальнейшем планируется введение данной технологии в учебную деятельность.